Статьи НИИ Центра Упреждающих Стратегий

102 человеческого общества в рамках отдельного государства. Её можно выразить как оптимальное сочетание общественных (государственных) и личных интересов. В-третьих, гармония общечеловеческих интересов, т.е. оптимизация межгосударственных отношений на базе общих интересов и ценностей с последующим переходом в единое глобальное сообщество. В-четвертых, гармония между человеком и природой. Человек должен отказаться от роли «царя природы» и осознать себя её хранителем. Приведенные признаки можно считать ключевыми в дальнейшем развитии человечества. Конечно, рядом с ними необходимо рассматривать и реализовывать другие гармонии, такие, как межнациональные, межконфессиональные и др. Оппоненты могут сказать, что выдвигаемые здесь положения есть утопия. При этом обоснованно сошлются на всю предшествующую историческую практику. Но не надо забывать, что всему своё время. Приходит новая эпоха, и многие привычные вещи и догмы следует переосмыслить заново. В духовной жизни человека и общества отражается и проявляется истинно человеческая сущность. Не подвергается сомнению, что выживание человека как такового связано, прежде всего, с его бытием. Выражение «бытие определяет сознание» представляется извечной истиной. Но так ли это? Здесь уместно напомнить о предмете богословского спора: что первично – курица или яйцо? Вечный спор, и никаких результатов. Но для нас более важно, чтобы были и куры, и яйца. Сложнее дело обстоит с бытием. В этом понятии органически сочетаются две стороны существования человека: материальные блага и духовная жизнь. Духовная жизнь человека и общества есть качество, отличающее их бытие от природного существования, и придаёт ему социальную значимость. Именно в духовной жизни человека и общества отражается и проявляется истинно человеческая сущность. Духовная жизнь человека формируется на основе его практической деятельности как особая форма восприятия объективного мира и как средство взаимодействия с ним. Структура духовной жизни чрезвычайно сложна, в основе её лежит индивидуальное и общественное сознание. К элементам духовной жизни принято относить духовные потребности, духовную деятельность, духовные ценности, духовные отношения и духовное общение. Духовные потребности человека предопределяют его стремление к творчеству, созданию духовных ценностей, обретения им смысла жизни. В то же время духовные потребности сами по себе не возникают. Они формируются социальным окружением человека через сложные и длительные процессы его воспитания и образования. Различные сферы деятельности человека предполагают развитие определенных интеллектуальных способностей. Но во всех случаях необходима чувствительность к новым актуальным проблемам. Показателем развития интеллекта является свобода человека от внешних ограничений, отсутствие у него боязни нового и непривычного. Таким образом, встает проблема раскрытия и развития интеллектуальных возможностей каждого человека и построения интеллектуального, истинно духовного человеческого общества. Переход к интеллектуальному обществу в свою очередь неизбежно ведет к радикальным изменениям в обустройстве государства и экономики. Современными реформаторами должна быть поставлена Цель – создать необходимые возможности и условия для того, чтобы будущие поколения росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми в полной мере отвечающими требованиям XXI века, в котором им предстоит жить и трудиться.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzY2ODMx