Статьи НИИ Центра Упреждающих Стратегий

101 пренебречь». Таким образом, роль государства и его суть за всю историю своего существования принципиальных изменений не претерпели. Ядром государства были, есть и будут человек и человеческие отношения. Развитие человека и человечества в целом проходило, да и сейчас протекает путем проб и ошибок, через множество ложных теорий и принципов. При этом принципы организации человеческих отношений формируются и реализуются государством в соответствии со своей сутью и ролью. Известно, что система, остановившаяся в своем развитии, становится тормозом прогресса. Правильно ли мы поступаем, не оставили ли мы что-нибудь полезное на обочине исторического пути? Заглянув в прошлое, обнаруживаем, что одним из незаслуженно забытых принципов является принцип Гармонии. Гармония (греч. αρμονία – связь, стройность, соразмерность) – соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии отражается внутренняя упорядоченность и мера бытия. В древнегреческой философии Гармония означала противостоящую хаосу организованность Вселенной, Космоса. Во втором значении понятие Гармония в античном мире было введено и действует по сей день в музыке для обозначения одновременного звучания нескольких тонов. У пифагорейцев Гармония вытекает из центрального для них понятия «числа» как синтеза предела и беспредельного. Космос, по их мнению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояние между которыми соответствует числовым соотношениям музыкальной октавы. Гераклит углубил понятие Гармонии, истолковывая ее как единство противоположностей. У него гармония есть не внешнее объединение противоположностей, а их внутреннее единство. Учение пифагорейцев о Гармонии развил Платон. Кроме того, он придал ему специальное, нравственное значение: Гармония как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях. Аристотель рассматривал Гармонию как единство и завершенность целого, как единство в многообразии. Эпоха Возрождения выдвинула идеал гармонично развитого человека, который стал знаменем гуманизма. По мнению Леонардо да Винчи «… гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает общие члены, из него порождается человеческая красота». В XVIII веке понятие Гармония разрабатывалось метафизиками - рационалистами. Г. Лейбниц развил учение о «предустановленной» Гармонии, утверждая, что все составляющие ее первичные частицы (монады) соответствуют друг другу и соответствие установлено Богом. Кант, перенеся источник Гармонии в человеческий субъект, понимал гармонию, прежде всего, как согласованность между рассудком и чувственностью. Развернутую теорию Гармонии дал Гегель, рассматривая ее как соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи. Фурье в XIX веке рассматривал будущее общество как «строй гармонии». В то же время по отношению к человеку понятие Гармонии с течением времени сузилось до неузнаваемости. В качестве примера можно привести пресловутых «Мисс Мира», на которых желает походить значительная часть женского населения нашей планеты. Типичным образцом для мужской части являются «культуристы». Эти образы рекламируются как идеалы человеческой гармонии… Так о какой Гармонии можно говорить применительно к человеку? Вопрос не праздный, поскольку правильное представление этого понятия определяет выбор генеральной стратегии поведения и развития всего человечества. Во-первых, речь идёт о внутренней гармонии отдельного человека. Её можно охарактеризовать как соотношение его желаний и возможностей и, как следствие, степень его самореализации как личности. Во-вторых, гармония интересов отдельного человека и

RkJQdWJsaXNoZXIy MzY2ODMx