Поэзия с системных позиций. Автор: И.М. Кондраков

3 тонкий психолог, но познающий мир средствами языка. Он и физик, и математик, и историк, и ботаник и многое еще чего он может и представляет. Точнее говоря, он исследователь нашего мира и нас самих на всех системных уровнях. Но его инструментом является язык поэзии. Он описывает мир через образы, через символы, которые ярче и богаче символов математических. Учёный, в отличие от поэта, познает мир через эксперимент, но описывается его беднейшим математическим языком, отражая только какие-то важные свойства. Мир ученого и мир поэта – две стороны одной медали. Поэтому формулы эффекта в поэзии и физике разные. Вот несколько примеров физико-поэтических эффектов. Используем здесь некоторые особенности вепольного и системного анализа. С. Есенин: «В саду ( Н адсистема – НС 1 ) горит ( Д 1 – действие ) костёр ( Э ) рябины (куст – Система – С 2 ) красной (гроздь подсистема ПС 1 ), но ни кого ( * ) не может он согреть ( анти-Э 1 )». Итак, место действия эффекта – сад (надсистема НС 1 ) ; в ней происходит действие – « горит» (Д 1 ) ; объект, с которым связан эффект (фокальный объект – Ф о – гроздь рябины ) красной « горит» – как костер (Э) – это метафора ( M ) костер заменяет слово гроздь или куст рябины; поэтическое описание эффекта ( Э ) или анти эффекта ( анти-Э ) – костёр никого (*) не греет . Фокальный объект , как правило, наделяется признаками или свойствами не свойственными им, или противоположными, или имеющими иное содержание. Здесь может быть использована метафора. В. Высоцкий . В стихотворении «Расстрел горного эха»: Всю ночь продолжалась кровавая потеха над живым эхом в горах ( НадСистема – это много скал С ), которое поэт оживляет… Но к утру те, кто пришел

RkJQdWJsaXNoZXIy MzY2ODMx