1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

1

Занятие 6

, (урок 2, часть 3)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Возьмите

любую

детскую

игрушку,

например, куклу, и разберите её, а потом

попытайтесь собрать, соединяя части в случайном

порядке. Получится все что угодно – ноги вместо

рук, голова на животе и т.д., но только в одном

случае получится разобранная игрушка. А если

частей очень много и их можно брать случайно,

главное, чтобы эта часть выполняла заданную

функцию, например, перемещение тогда вместо

ног можно взять колеса, гусеницы, воздушные

шары, крылья и т.д. В итоге случайные

комбинации могут дать интересное сочетании

можно будет получить системы с новым

принципом. Такой подход называется морфологическим анализом (МА).

Прообразом морфанализа можно считать систему «Арс магна»

(«Великое Искусство») Раймунда Луллия. Он родился в 1235 году по

христианскому летоисчислению в г.Пальма на острове Мальорка (Балеарские

острова). Доказывая истинность христианского учения, он разработал

логическую систему построения («Машину открытий») и выведения догматов

религии. Умер он в 1315 году, забросанный камнями в Тунисе, где проповедовал

своё «Великое Искусство».

Чтобы изготовить Машину Открытий, нужно взять несколько кругов из

картона, но разного диаметра и насадить эти круги на общую ось. Круги

предварительно разделить на секторы, в которые вписать главные понятия (см.

рисунок). Вращая окружности относительно друг друга, можно было получать

различные высказывания и суждения. Например, «божественная доброта

велика», «божественная мудрость бесконечна» и так далее. У Лулия было 14

секторов, поэтому на его машине можно было получить более 87 квадриллионов

сочетаний, часть из которых имела определенный смысл. В идеале, комбинируя

все основные понятия, можно вывести все знания мира. Но какие из них истинны

– неизвестно, т.к. нет правил отбора нужных сочетаний.