На пути к Новым Знаниям. Часть 1

29 превратилась в религию, а учёные — в её священников. И подтверждением этому служат высказывания крупных учёных о том, что, для того, чтобы называть себя учёным, человек должен сохранять здоровый скептицизм и не доверять своим глазам, ушам, фактам и доказательствам, а твёрдо стоять на позициях своей науки. ..». Эта ситуация временно меняется лишь в периоды, которые сама наука называет научными революциями — временем смены старых парадигм (общепринятых теорий) новыми. О самих научных революциях, их природе нет единого мнения и среди учёных. * * * Наука, согласно представлениям Т. Куна, в своём развитии проходит ряд периодов: допарадигмальный ( когда существует несколько научных школ, несколько разных теорий об одном и том же ), период нормальной науки ( когда все научные школы принимают общую для всех теорию, как парадигму ), период неуверенности и кризиса ( когда появляются противоречащие парадигме научные факты ), заканчивающийся в ряде случаев научной революцией 5 . При этом революция в науке подчиняется следующей схеме: сначала имеет место осознание «аномалий», т.е. того факта, что «парадигма» не способна справиться с возникающими в развитии «нормальной» науки конкретными проблемами; затем для преодоления аномалий предлагаются многочисленные попытки косметического «ремонта» старой парадигмы, которые, в случае неудач, приводят к кризисной ситуации, когда аномальный факт уже невозможно объяснить с позиции старой парадигмы, и решение «задачи-головоломки» не спасает старую теорию. В итоге происходит замена старой парадигмы. Б.М. Кедров видит причину научных революций в возникновении и преодолении противоречий, возникающих в период кризисов, причём это происходит диалектически по схеме: от единичного (например, натрий и калий – химические элементы) к особенному (натрий и калий входят в группу щелочных элементов), а затем к всеобщему (объединение групп элементов по атомному весу и включение их во всеобщую периодическую систему элементов) через преодоление познавательно-психологического барьера (ППБ) 6 , где роль подсказки выполняет интуиция. Он же видит развитие науки через призму диалектических законов: перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицанием, борьбой и единством противоположностей, т.е. когда назревает 5 Т. Кун «Структура научных революций», М., Прогресс, 1977. 6 Кедров Б. «О творчестве в науке и технике: (Научно-популярные очерки для молодёжи)», М.: Мол. гвардия, 1987, 192 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzY2ODMx